Съёмка пейзажей в путешествиях на телеобъектив

Всем привет! Меня зовут Дмитрий Купрацевич, я профессиональный пейзажный и travel-фотограф, организатор фототуров по России, странам Европы и Азии.

В этой статье собраны мои советы по съёмке пейзажей на телеобъективы во время путешествия. При подготовке материала был использован комплект из новой камеры Canon EOS 4000D и объектива Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM. Локацией стала чешская Моравия, известная своими полями и виноградниками.

Коротко о характеристиках новинки: 9 точек автофокусировки, серийная съёмка со скоростью 3 кадра в секунду, процессор DIGIC 4+. Неплохо для начала. Но главные преимущества — низкая цена и малый вес, поэтому камера подойдёт начинающим фотолюбителям. Датчик изображения имеет разрешение 18 Мп, что позволяет получать качественные кадры и печатать фотографии формата A3 с хорошей детализацией. Также EOS 4000D обладает модулем Wi-Fi для просмотра фотографий и управления камерой через приложение Canon Camera Connect на смартфоне. Это помогает быстро делиться снимками в социальных сетях.

 

Такой довольно простой набор фототехники хорошо подходит для путешествий, когда нужно снимать и пейзаж, и портреты, и репортаж, и дикую природу.

Я убеждён, что результат съёмки определяет художественная идея. А идея зависит от личности автора, его вкуса, насмотренности, чувства света, цвета и баланса, умения работать с композиционными приёмами. И только после этого фотография зависит от возможностей техники, качества постобработки. Впрочем, на обработку также сильно влияет идея.

Кроме лёгкой камеры, в эту поездку я взял телеобъектив Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM. Несмотря на компактные размеры и простоту, он может решать поставленные мною съёмочные задачи. В Моравии все сюжеты в основном снимаются на фокусных расстояниях от 300 мм, и с учётом APS-C датчика изображения Canon EOS 4000D такая оптика мне подошла.

Для чего используют телеобъективы?

Телеобъектив — это объектив, фокусное расстояние которого значительно превышает диагональ полнокадрового датчика изображения. Чаще всего от 70 мм (от 55 мм для APS-C фотоаппаратов). Телеобъективы бывают с фиксированным и переменным (зумы) фокусным расстоянием. Для путешествий больше подходят зум-объективы, так как не всегда есть возможность подойти ближе к объекту съёмки.

Чаще всего их используют для съёмки удалённых объектов. Тут всё дело в узком угле обзора, который позволяет акцентировать внимание на отдельных деталях снимаемой сцены. 

Вот пример фотографии, сделанной на фокусном расстоянии 55 мм (экв.):

Также такая оптика помогает размыть фон и отделить от него главный объект. Для размытия фона нужно приоткрыть диафрагму до минимального значения или близкого к нему. Например, для светосильных объективов с максимально открытой диафрагмой это значение будет лежать в диапазоне от f/2.8 до f/4. Точное значение выбирается в зависимости от необходимой степени размытия. Для объективов, у которых максимально открытая диафрагма f/4 или f/5.6, выбираем f/4 и f/5.6 соответственно. Нужно, чтобы фон находился на некотором расстоянии от главного объекта. Это часто используется в портретной съёмке.

Размытие фона с помощью телеобъектива помогает при съёмке дикой природы и даже макро.

Вот фотографии из моего архива:

И ещё одна причина для использования телеобъектива — характерное сжатие перспективы. Из-за этой особенности объекты, которые находятся на относительно большом расстоянии друг от друга, на фотографии кажутся находящимися рядом.

Например, на этих кадрах передний и задний план находятся далеко друг от друга:

Как фотографировать на телеобъектив?

Очень важно знать, что при использовании больших фокусных расстояний повышается вероятность снижения резкости снимков из-за дрожаний камеры. Чтобы минимизировать их, нужно использовать устойчивый штатив.

При нажатии на кнопку спуска затвора (даже со штативом) происходит небольшое дрожание. В помощь — функция задержки спуска затвора фотоаппарата или пульт дистанционного управления. Так как у Canon EOS 4000D нет возможности подключать пульт ДУ, я использовал управление через модуль Wi-Fi. Здесь доступны регулировка настроек камеры и выбор точки фокусировки.

Я уже говорил про маленькую глубину резкости у телеобъективов, поэтому для получения чётких фотографий нужно, чтобы объекты съёмки находились далеко от вас. Ещё одно условие — значение диафрагмы f/11–13. Для съёмки со штатива я рекомендую использовать ручной режим M и следующие параметры: ISO 100, f/11, выдержка в зависимости от количества света.

Если вы снимаете на телеобъектив без штатива, нужно следить за тем, чтобы величина выдержки вдвое превышала фокусное расстояние. Например, для фокусного расстояния 200 мм выбираем выдержку не меньше 1/400 с. Это значение можно сразу установить в режиме приоритета выдержки Tv, а оставшиеся параметры контролировать самостоятельно. Значение ISO лучше поставить такое, при котором фотографии не будут получаться тёмными или пересвеченными. 

Также используется режим приоритета диафрагмы Av. В нём вы устанавливаете значение диафрагмы, чтобы всегда иметь размытый фон или, наоборот, чтобы всё поле кадра было резким. Оставшиеся параметры контролируются самостоятельно. При этом не забываем про правило: выдержка = 1/(ЭФР*2).

Немного о сюжетах

При съёмке на телеобъектив деталей и абстрактных сюжетов очень важно следить за балансом этих объектов в кадре, то есть за расположением их друг относительно друга.

Это сложная и объёмная тема, которая требует отдельного описания. На первых этапах я предлагаю довериться своему внутреннему чувству гармонии.

Очень важно добавлять в кадр основные элементы, на которых будет сделан акцент. Например, людей или объекты, связанные с человеком. Это создаёт дополнительную историю в кадре: у зрителя появляются вопросы, что помогает удержать его внимание.

Комплект из камеры Canon EOS 4000D и телеобъектива Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6 IS STM отлично подойдёт для решения творческих задач в путешествии и для новых открытий. Он лёгкий, универсальный и доступный. На первых этапах не так важна цена техники. Главное то, что вы сможете открыть для себя новые грани фототворчества.

Автор: Дмитрий Купрацевич

Профессиональный пейзажный и travel-фотограф, организатор фототуров по России и странам Европы, Азии. Победитель конкурсов «Дикая природа России», 35 awards — 100 BEST Photos, премии «Моя планета», финалист конкурсов РГО «Самая красивая страна», Russian Photo, Prophotos; автор публикаций в журналах National Geographic, GEO, Russian Photo, PhotoCasa, Prophotos, Office Magazine; автор курса по пейзажной фотографии «В поисках кадра» и двух видеокурсов по пейзажной фотографии.

Персональный сайт: https://www.dkupratsevich.com/

Страницы в социальных сетях:
https://www.instagram.com/dkupratsevich
https://www.facebook.com/dkupratsevich
https://vk.com/dkupratsevich